СПБ ГБУ СОН "ЦСПСиД Василеостровского района"

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения "Центр социальной помощи семье и детям Василеостровского района"

Рекомендации родителям по организации режима дня школьника

31 августа 2017

В новом 2017-2018 учебном году двери петербургских школ распахнутся для более чем 460 000 учеников. Энергичные и отдохнувшие за лето, школьники незамедлительно приступают к учебе, посещают дополнительные занятия, стремятся успеть всё и везде. Однако зачастую через короткий промежуток времени дети становятся вялыми и нервными, сильно устают, их успеваемость снижается.

В преддверии 1 сентября Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу напоминает о том, как правильно организовать режим дня школьников, чтобы избежать негативных симптомов, сохранить активность и жизнерадостность.

Правильный режим дня - это именно то, что способствует нормальному росту и развитию, сохранению работоспособности, интереса к учебной и творческой деятельности. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает ребенку привыкнуть к новой обстановке и правильно сбалансировать учёбу и отдых. При построении режима для школьников учитываются особенности функционирования нервной системы: высокий уровень активности коры больших полушарий головного мозга в утренние и дневные часы, снижение его после обеда, падение в вечерние часы.

Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность.

У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. При недосыпании страдает удельный вес той стадии сна (так называемый «быстрый сон»), от которой зависит способность к обучению. Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.

Продолжительность сна у школьников меняется с возрастом и составляет:

·       11 – 10 часов для детей возраста 7-10 лет;

·       10 – 9 часов для детей возраста 11 – 14 лет;

·       9-8 часов для детей возраста 15 – 17 лет.

Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти некоторые условия: ложиться спать в одно и то же время; ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.); сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т. п.

Также крайне важное значение имеет регулярное сбалансированное питание. Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5–4 часов. Для школьников рекомендуется 4–5-разовое питание. Рацион должен быть сбалансированным по составу: содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов.

Что касается домашних учебных занятий, то они должны проводиться после обеда и достаточного отдыха, а также совпадать по времени с повышением интенсивности функциональной деятельности всех систем организма. Работоспособность повышается, если школьники приступают к домашним заданиям после 1,5 – 2-часового пребывания на свежем воздухе. При этом желательно первую половину этого времени использовать для игр и спортивных развлечений средней интенсивности, а вторую – провести в спокойных прогулках.

Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.

Кроме того, родителям не следует забыть об организации рабочего места школьника. Условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.

Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.

Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.

Работая в таких условиях, ребёнок будет меньше уставать. Кроме того, правильно подобранная мебель — один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже 2 раз в год.