СПБ ГБУ СОН «ЦСПСиД Василеостровского района»

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной помощи семье и детям Василеостровского района»

COVID-19. Информация о новой коронавирусной инфекции
О нашем Учреждении
Меры социальной поддержки семей с детьми
Правила безопасности
Родителям
Показать все
Противодействие коррупции
Полезная информация
Наши партнеры

Профессиональный путь

21 июня 2021

Аннотация: В статье рассказывается о трудностях выбора подростком профессии, рассказывается об основных ошибках родителей, даются практические советы, как помочь своему ребенку.

Ключевые слова: подросток, поступление, профориентация, трудоустройство.


Поиск смысла жизни и своего призвания занимает каждого человека на планете и начинается он с вопросов: кто я такой, что умею или могу сделать полезного для мира, что я оставлю после себя в этой жизни.

Выбор профессии является очень важным и волнующим событием в жизни ребенка, поэтому ему нужна помощь и поддержка семьи. Выстраивая диалог, взрослые должны учитывать повышенный уровень тревожности детей в связи с их взрослением, переходным возрастом, давлением в школе, переживаниями из-за любви и дружбы, экзаменов, а также переходом на новый, более взрослый, уровень коммуникации с обществом, при выборе колледжа, института или университета.

Первая профориентация происходит в семье. С детства мы наблюдаем за своими родителями, что они делают, где работают, как отдыхают и общаются между собой. Играя, дети начинают примерять на себя разные профессиональные роли, стремятся быть похожими на своих родителей и с удовольствием ожидают своего взросления: "Когда я стану взрослым, я буду спасателем" или "Я буду доктором, как мама" и т.д. Родители рассказывают нам о важности и необходимости труда, о том, как они искали свое призвание, как учились и какие предметы в школе им больше нравились.

Личность человека формируется там, где он может проявить себя через отношение к окружающему миру: в общении с семьей, учителями, одноклассниками и друзьями. В игре, совместном коллективном творчестве, и конечно, в трудовой деятельности. Профессионально-трудовая деятельность является важным этапом социализации личности. С ее началом человек самостоятельно включается в общественную жизнь, формируя свой характер, мотивы, ценности, идеалы личности и, следовательно, поведение. Именно таким образом происходит его взросление и отсоединение от родительской опеки.

Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его самочувствие и состояние, поэтому удачно выбранная профессия сокращает частоту физических и психических проблем, а также повышает уровень самоуважения и самооценки, дает ощущение счастья в жизни.

Легко ли выбрать профессию?

Оказывается, сделать это не так-то просто. Так, по результатам ранней профориентации школьников, которую при поддержке министерства просвещения провел союз "Молодые профессионалы WorldSkills Russia" в 2019 году, выяснилось, что более 70% школьников "неосознанно некомпетентны", то есть не имеют представления о том, чем они собираются заниматься в жизни. Выбрать профессию смогли лишь 5% опрошенных [1]. А по данным исследования, проведенного за два месяца до старта приемной кампании 2021 года среди пользователей портала "Поступи онлайн", 58% выпускников 9-11 класса так и не смогли определиться с выбором вуза или колледжа. Более того, не все так просто и с перечнем профессий. По данным Атласа новых профессий [2], созданного Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с инновационным центром "Сколково", к 2030 году появятся 186 новых профессий и 57 исчезнут. И это уже в ближайшем будущем, через 9 лет! Как разобраться во всем этом многообразии детям и какова роль родителей в этом вопросе? Ниже мы предлагаем некоторые рекомендации, которые помогут вам справиться с возможными трудностями.

Что мешает и усиливает проблемы?

- Когда родители выбирают профессию и учебное заведение, не принимая во внимание интересы и возможности ребенка. В этот момент растет уровень недовольства и раздражения из-за ограничения личной свободы, которая в этом возрасте проявляется особенно ярко.  Поэтому подросток, протестуя,  может специально провалить экзамен.

- Когда родители вообще не участвуют в выборе профессии своих детей. Есть большая вероятность того, что ребенок пойдет по легкому пути, за компанию с другом.

- Когда родители не верят в ребенка, программируя его на неудачу. Пример: Пример: "Ты не очень хорошо танцуешь и поешь, какой из тебя может получиться артист?", "Ты такой грубый и несдержанный, какой из тебя получится учитель, выбери что-то другое!", "Ты никогда не готовила дома и не знаешь, как чистить картошку, а планируешь идти в повара!" и т.п.

- Когда родители не дают возможности рассмотреть разные варианты ступеней образования, а направляют только в вуз. Хотя есть возможность поступить сначала в колледж после 9 и 11 классов, и только потом, если будет желание, в вуз. Опасность: есть вероятность не пройти по баллам ЕГЭ на обучение на бесплатной (бюджетной) основе в вуз, а колледж семья не рассматривала, и ребенок, не оправдав ожидания родителей, впадает в глубочайшие переживания и долгое время занимается поиском себя.

- Когда родители приняли решение оплачивать образование в вузе, а потом каждый день упрекают и контролируют процесс обучения своих взрослых детей. Опасность: перевод на другую форму обучения, чтобы совмещать с трудоустройством, уход из вуза на работу, конфликт в семье.

Что помогает вашим детям?

- Родителям заранее необходимо проговаривать о том, какие профессии были в роду, как шли к своей профессиональной мечте, какие были сложности на пути и как их родители влияли на их выбор, поддерживая или перенаправляя в другую сторону.

- Организовывать семейный досуг, развивая и формируя интерес к жизни, рассматривая мир в деталях, через призму разных профессий и умений других людей.

- Родителям необходимо давать возможность своим детям заниматься в разных секциях и кружках, развивая и формируя личность, делая ее многогранной и разносторонней.

- Поддерживать и направлять своих детей участвуя с ними в их жизни, посещая вместе занятия, наблюдая за их успехом, вместе ставить цели и достигать их. Учить вместе английский, прокачивать мышцы и т.д.

- Включать ребенка в семью, обращаясь к нему за помощью, тем самым формируя уверенность в себе, помогая ему взрослеть, поддерживая добрым словом на каждом этапе его новых шагов.

- Записать ребенка на профориентацию,  благодаря которой будут выявлены ведущие интересы личности, способности и профессионально-психологический тип личности, предложен ряд профессий и учебных учреждений.

- Ознакомиться со списком профессий ближайшего будущего в Атласе новых профессий [3].

- Вместе посещать дни открытых дверей в учебных заведениях, в том числе дистанционно. Для этого воспользуйтесь сайтами Учеба.ру [4] и Поступи онлайн [5] , где вы можете отслеживать актуальную информацию для абитуриентов и их родителей.

- Помочь взрослому ребенку собрать, правильно оформить и подать документы в выбранное учебное учреждение.

- Организовать летнее трудоустройство подростка через Агентство занятости населения [6].

Как устроиться на работу [7]? 

С февраля 2021 года заявку на временное трудоустройство подростков от 14 до 18 лет в свободное от учебы время можно подать дистанционно, через личный кабинет на портале службы занятости населения Санкт-Петербурга [8].

Вход  в личный кабинет осуществляется через портал Государственных услуг (ЕСИА). В случае отсутствия учетной записи, зарегистрироваться можно на портале. После ознакомления с информацией заполните заявку на трудоустройство в разделе "Заявка на временное трудоустройство подростков" или по ссылке, находящейся в разделе "Трудоустройство подростков", к заявке должны быть прикреплены  следующие документы в электронном виде (фотографии документов или их сканированные копии):

1. Паспорт (листы с фото и с регистрацией по месту жительства в Санкт-Петербурге).

2. Страховое свидетельство пенсионного фонда (СНИЛС).

3. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

4. Трудовая книжка (для ранее работавших).

5. Медицинская справка по форме 086-У с обязательной формулировкой "Годен к работе (с указанием профессии)" в пункте "Заключение врача о профессиональной пригодности".

6. Справка о реквизитах банковской карты МИР Сбербанка РФ, открытой на имя подростка.

7. Справка из образовательного учреждения, подтверждающая факт обучения в данном учреждении, с указанием формы обучения.

8. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (для граждан, относящихся к категории инвалидов).

Дополнительно для 14-летних подростков необходимо предоставить:

9. Письменное разрешение одного из родителей или опекуна.

10. Копия паспорта родителя или опекуна.

11. Разрешение органов опеки и попечительства муниципального образования (оформляется при предоставлении в органы опеки всех вышеперечисленных документов, а также справки формы 9, гарантийного письма от трудоустраивающей организации и проекта срочного трудового договора).

В случае возникновения дополнительных вопросов  вы можете обратиться по телефону 356-10-43 или в группу в ВК "Услуги службы занятости населению" [9].


Уважаемые родители! Помните, что только личный пример, искренняя заинтересованность и включенность в жизнь ваших детей поможет им сохранить мотивацию к учебной деятельности, обрести интерес к труду и выбрать профессию своей мечты, что, в свою очередь, сделает их счастливыми людьми.


Ссылки на информационные источники, использованные при написании статьи:

[1] https://rg.ru/2019/05/23/bolshinstvo-shkolnikov-ne-opredelilis-s-vyborom-professii.html

[2] https://atlas100.ru/

[3] https://atlas100.ru/

[4] https://www.ucheba.ru

[5] http://www.spb.postupi.online/

[6] https://www.esia.gosuslugi.ru/registration

[7] https://www.esia.gosuslugi.ru/registration

[8] http://www.r21.spb.ru/

[9] https://vk.com/topic-44396454_40746033


Барабанова Оксана Игоревна,

психолог отделения профилактики правонарушений несовершеннолетних СПб ГБУ СОН "Центр социальной помощи семье и детям Василеостровского района"

Козина Яна Вячеславовна,

специалист по социальной работе отделения профилактики правонарушений несовершеннолетних СПб ГБУ СОН "Центр социальной помощи семье и детям Василеостровского района"