СПБ ГБУ СОН «ЦСПСиД Василеостровского района»

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной помощи семье и детям Василеостровского района»

Меры социальной поддержки семей с детьми
Правила безопасности
Противодействие коррупции
Полезная информация
Наши партнеры

Социально-бытовая ориентация несовершеннолетних в рамках реализации программы «Шаг за шагом»

11 марта 2020

СПб ГБУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям Василеостровского района» (далее – Учреждение) использует разновариативный подход к организации досуговой деятельности через включение детей в различные виды социально значимой деятельности.
Социально-бытовая ориентация несовершеннолетних в рамках реализации программы «Шаг за шагом», изображение №1
Одним из направлений работы отделения дневного пребывания несовершеннолетних I (14 линия) (далее – Отделение) является социально-бытовая ориентация несовершеннолетних, направленная на создание условий для полноценного развития личности детей, подготовку их к самостоятельной жизни.

Развитие социально-экономических отношений в современной России требует нового качества образованности человека. Это готовность к успешной интеграции в обществе, способность реализоваться в жизни, личностная и профессиональная успешность человека.

Под социально-бытовой ориентацией подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях.

Реализация программы социально-бытовой ориентации несовершеннолетних «Шаг за шагом» (далее - Программы) на Отделении осуществляется с целевой группой несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации и (или) в социально-опасном положении.

Программа «Шаг за шагом»

позволяет скорректировать поведение несовершеннолетних, восполнить пробелы семейного воспитания по вопросам социально-бытовой ориентации, расширить знания детей об окружающем мире.

Досуговой деятельностью охвачены дети в возрасте 7-13 лет. Этот возрастной период в жизни человека является наиболее благоприятным для формирования определенных свойств и видов поведения.

Социально-бытовая ориентация несовершеннолетних в рамках реализации программы «Шаг за шагом», изображение №2Целесообразность Программы заключается в существенной практической пользе, получаемой в процессе передачи детям социально-бытовых знаний, в свою очередь способствующих в дальнейшем развитию реальных возможностей для социальной адаптации в современном обществе.

Тематика занятий Программы разнообразна, условно темы занятий можно объединить в следующие категории:

I категория – «Гигиена», темы занятий: «Чистота – залог здоровья» (Личная гигиена человека), «Секреты Золушки» (Гигиенические требования к жилищу. Уход за жилищем), «Встречают по одежке – провожают по уму» (Правила ухода за одеждой и обувью).

II категория – «Этикет», темы занятий: «Его величество – Этикет» (Культура поведения в обществе), «Здравствуй, добрый человек!» (Что такое вежливость), «Зовем в гости» (Теплый прием. Этикет приема гостей).

III категория – «Здоровый и безопасный образ жизни», темы занятий: «В здоровом теле здоровый дух» (Правила здорового образа жизни), «Глаза – окно в большой мир» (Гигиена зрения), «Цените слух» (Гигиена слуха), «Я, ты, он, она: Мы – здоровая страна!» (Профилактика вредных привычек), «Будь здоров!» (Медицинская профилактика. Виды медицинской помощи), «Азбука вкуса» (Здоровое питание), «Наша безопасность в наших руках» (Безопасное поведение дома и на улице, интернет-безопасность), «Физкульт – Ура! Ура! Ура» (Двигательная активность человека, правильная осанка).

IV категория – «Ориентация», темы занятий: «Всегда на связи!» (Пользуемся различными средствами связи), «Почтальон спешит по свету» (Почтовые услуги), «Поехали…» (Пользуемся различными видами транспорта), «До чего дошел прогресс» (Бытовая техника для дома), «Сделал дело – гуляй смело!» (Режим дня школьника. Бытовая помощь родителям).

V категория – «Экономика», темы занятий: «Экономика домашнего хозяйства» (Бюджет семьи), «Хороший товар сам себя хвалит» (Покупки в магазине).

В процессе ознакомления с материалом Программы дети получают знания и умения о том, как вести здоровый и безопасный образ жизни, следить за своим внешним видом, поддерживать чистоту и порядок в помещении, как правильно питаться, совершать покупки, быть экономным и бережливым, ведя домашнее хозяйство, учатся быть вежливыми, уважать труд других людей, помогать своим родителям.

Отличительными особенностями Программы является единство активных и увлекательных методов и приемов работы. Обучение детей навыкам социально-бытовой ориентации осуществляется не только через словесные методы, но и через визуальные образы (видео, дидактический материал), выполнение практических и игровых заданийпосещение экскурсий.

Разнообразие форм работы позволяет улучшить качество обучения, представить материал как систему ярких опорных образов, создать позитивный эмоциональный настрой, повысить интерес к предмету.

В Программу включены:

- игровые моменты (словесные, дидактические игры, викторины, разгадывание кроссвордов);

Социально-бытовая ориентация несовершеннолетних в рамках реализации программы «Шаг за шагом», изображение №3
 

игры с движением, жестами (на внимание и развитие слуховой и зрительной памяти);

Социально-бытовая ориентация несовершеннолетних в рамках реализации программы «Шаг за шагом», изображение №4
 

 изучение народной мудрости (пословицы и поговорки, загадки, притчи);

Социально-бытовая ориентация несовершеннолетних в рамках реализации программы «Шаг за шагом», изображение №5
 

выполнение практических заданий (гимнастика для глаз, опыт с колокольчиком на проверку слуха, практические упражнения: для самоконтроля правильной осанки, определение звуков окружающего мира из представленных аудиозаписей, «проверим вестибулярный аппарат», «первая помощь», «разговор по телефону», «найди нужный номер телефона», «узнай, как пройти…», «отправь письмо», «путешествие по миру», «составляем пищевую пирамиду»;

Социально-бытовая ориентация несовершеннолетних в рамках реализации программы «Шаг за шагом», изображение №6
 

просмотры познавательных видеороликов и фрагментов мультфильмов по изучаемой теме;

Социально-бытовая ориентация несовершеннолетних в рамках реализации программы «Шаг за шагом», изображение №7
 

- чтение отрывков из художественных произведений (К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», «Айболит»; Ш. Перро «Золушка»; С.Я. Маршак «Почта»);

Социально-бытовая ориентация несовершеннолетних в рамках реализации программы «Шаг за шагом», изображение №8
 

- рассматривание репродукций картин (В.В. Васнецов «Богатыри», «Аленушка»; Ф.П. Решетников «Опять двойка»), рассуждение о настроении героев картин и соответственно принятии ими поз;

Социально-бытовая ориентация несовершеннолетних в рамках реализации программы «Шаг за шагом», изображение №9
 

Социально-бытовая ориентация несовершеннолетних в рамках реализации программы «Шаг за шагом», изображение №10

 

 

 

 

 

составление Синквейна (творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения из пяти нерифмованных строк по заданной теме);

 
разыгрывание сценок («пропустить девочку вперед», «помочь девочке надеть куртку», «узнать, который час», «предложить сесть», «слова и действия при опоздании на урок», «один ребенок нечаянно задел другого», «рядом поскользнулся прохожий», «я в музее», «в библиотеке», «посещение кафе», «встречаем гостей»);

Социально-бытовая ориентация несовершеннолетних в рамках реализации программы «Шаг за шагом», изображение №11

— экскурсии в каникулярное время (Музей гигиены, Аптека-музей Доктора Пеля, Главпочтамт, Центральный музей связи имени А.С. Попова, Центральный музей железнодорожного транспорта России, Дом быта «Золотой гвоздь», магазин бытовой техники «Эльдорадо»).

Социально-бытовая ориентация несовершеннолетних в рамках реализации программы «Шаг за шагом», изображение №12
 
В процессе работы Дети проявляют интерес к изучению материала, активно включаются в процесс работы.

Особенно ярко проходит занятие по теме «Зовем в гости», которое традиционно проходит в преддверии всеми любимого зимнего праздника –встрече Нового года. В начале занятия дети вспоминают традиции празднования Нового года. Через презентацию «Встречаем гостей» в доступной форме узнают, как подготовиться к приему и встрече гостей, об этикете за столом. В практической части дети с огромным интересом занимаются сервировкой стола, демонстрируя свое мастерство: расставляют посуду и украшают стол. При этом проявляют огромную фантазию при складывании бумажных салфеток способами оригами. Сами подбирают из предложенного новогодние атрибуты: игрушки, серпантин, мишуру. Каждый участник представлял «свою сервировку» в виде презентации.

Социально-бытовая ориентация несовершеннолетних в рамках реализации программы «Шаг за шагом», изображение №13
 

Участие в сценках: «Приглашение в гости», «Встреча гостей», «Приглашение к столу», «Прощаемся с гостями» позволяет детям расширить свои знания об этикете, получить практические навыки такого приема гостей, при котором прием гостей действительно станет теплым. Такое занятие способствует развитию эстетического вкуса, поддерживает интерес к изучению культурных традиций, формирует стремление к культуре поведения. Мероприятие обычно проходит в творческой, веселой атмосфере.

На Отделении занятия проводятся с 2018 года два раза в месяц. На занятии присутствует 6–15 чел. Общий охват участников группы за 12 месяцев – 30 детей. На вводном занятии проходит индивидуальная беседа–опрос по основным направлениям Программы, где определяется уровень имеющихся знаний и умений детей.

Для определения степени обученности детей по окончании изучения материала Программы проводится итоговое анкетирование детей.

Социально-бытовая ориентация несовершеннолетних в рамках реализации программы «Шаг за шагом», изображение №14
 
Ежегодно по завершению работы по Программе дети получают памятный коллаж из фрагментов фотографий занятий и напутственными словами на новый год.
Социально-бытовая ориентация несовершеннолетних в рамках реализации программы «Шаг за шагом», изображение №15
 
Социально-бытовая ориентация несовершеннолетних в рамках реализации программы «Шаг за шагом», изображение №16
Одним из достижений работы по Программе «Шаг за шагом» стало участие детей Отделения в 2019 году в городском конкурсе «Дети в музее Гигиены», проводимом СПб ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики» (ул. Итальянская, д.25). В конкурсе приняли участие 663 учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования Санкт-Петербурга. Жюри определило победителей и призеров в номинациях: «Лучший рисунок о Музее (экспозиции) гигиены», «Лучшая статья о Музее гигиены», «Лучший репортаж из залов Музея гигиены».

Свою творческую работу представила воспитанница Учреждения Кристина Юровская. Перед началом работы над рисунком дети Отделения, в рамках работы по Программе «Шаг за шагом», посетили Музей Гигиены и осмотрели экспозицию, где были представлены интересные экспонаты, пропагандирующие здоровый образ жизни.Кристина Юровская решила принять участие в конкурсе и победила, заняв 1 место в номинации «Лучший рисунок о Музее (экспозиции) гигиены». В работе Кристины отражены основные моменты здорового образа жизни.

Социально-бытовая ориентация несовершеннолетних в рамках реализации программы «Шаг за шагом», изображение №17
 
«Быть здоровой – это здорово!» – девиз юной победительницы!

В целом можно отметить, что на сегодняшний день социально-бытовая ориентация детей нашего Отделения характеризуется невысокой степенью распространения.

В современной литературе отмечается небольшой объем изученных исследований в данном направлении деятельности.

Ориентируясь на мой опыт работы по Программе «Шаг за шагом»считаю это дело полезным, нужным и необходимым.

Наблюдается положительная динамика в приобретении детьми новых знаний, умений и навыков в занимательной для них форме. Шаг за шагом дети нашего Отделения осваивают необходимые навыки и умения социально-бытовой направленности, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. Поэтому целесообразно продолжить реализацию этой Программы.

Социально-бытовая ориентация несовершеннолетних в рамках реализации программы «Шаг за шагом», изображение №18
 

«В совершенствовании человека – смысл жизни…» – эти слова русского и советского писателя и публициста Максима Горького как нельзя лучше отражают смысл внедрения данной практики.


Свидерская И.В., специалист по социальной работе отделения дневного пребывания несовершеннолетних I (14 линия)